250-я дивизия испанских добровольцев , традиционно известная в русскоязычных источниках как «Голубая дивизия», но в связи с отсутствием в части европейских языков наименования оттенков синего цвета возможно прочтение и как «Синяя дивизия» — дивизия из испанских добровольцев, сражавшихся на стороне Германии в ходе Второй мировой войны.

 

Номинально считаясь укомплектованной членами «Испанской фаланги», на самом деле «Голубая дивизия» представляла собой смесь солдат регулярных войск, ветеранов Гражданской войны и членов фалангистской милиции. Была составлена по испанским канонам: четыре пехотных полка и один артиллерийский.

С октября 1941 года до августа 1942 года дивизия занимала позиции севернее и южнее Новгорода по р. Волхов и оз. Ильмень (50 км участок фронта). Штаб дивизии располагался недалеко от Новгорода в деревне Григорово. Затем дивизия была переведена под Ленинград и заняла блокадные позиции в районе р. Ижора (Пушкин, Колпино, Красный Бор). К этому времени командование дивизией принял генерал Эмилио Эстебан.

При планировании операции «Полярная звезда» советское командование рассматривало «Голубую дивизию» как слабое звено немецкой обороны. В частности, командарм 55-ой армии В. П. Свиридов был об испанцах такого мнения: «Сброд, хлюпики сопливые. Завшивели, обмораживаются, клянут тот день, когда оказались в России… Теперь я покажу им. Как только возьмем Красный Бор, пущу стрелковую бригаду через Неву во фланг… Сейчас немцы не те, да и мы другие».

Однако, с 10 февраля по 2 апреля 1943 года «Голубая дивизия» выдержала два удара многократно превосходящих сил советской 55-ой армии и, понеся огромные потери, смогла удержать занимаемые позиции. На участке фронта под Красным Бором длиной почти в 6 километров, четыре советских дивизии (приблизительно 44 тысячи человек) и 2 танковых полка не смогли прорвать оборону испанцев (около четырёх с половиной тысяч человек). Советские войска понесли на этом участке большие потери. Оборона на самом деле была прорвана, советские войска продвинулись на 6 км. Потери испанцев только за день боев составили более 2 тыс. человек убитыми и ранеными. На смену разбитым частям испанской дивизии подошли подразделения двух немецких дивизий, 212-й и 215-й.

Ещё в Польше проявилось особое отношение испанцев к дисциплине. Несколько солдат ушло в самоволку в штатской одежде и были задержаны гестапо — из-за своей внешности они были приняты за евреев. Товарищи освободили своих после перестрелки

Из-за сильного внешнеполитического давления Франсиско Франко 20 октября 1943 принял решение о выводе «Голубой дивизии» с фронта и расформировании соединения. Однако, многие испанцы отказались возвращаться домой, и 3 ноября 1943 года уже правительство Испании приказало своим гражданам вернуться в страну. Даже после этого на Восточном фронте осталось около 2 тыс. испанцев, в основном фалангистов, из которых был сформирован добровольческий «Голубой легион» под немецким командованием. Позднее его численность увеличилась до 3 тыс. человек за счет добровольцев, перебиравшихся через границу Испании в районе французского города Лурд. После того, как Франко начал переговоры со странами антигитлеровской коалиции, большая часть военнослужащих «Голубого легиона» была репатриирована немцами 21 марта 1944 года[10]. Несколько сотен оставшихся испанцев вступили в войска СС и воевали до самого конца войны. В окружённом Берлине до капитуляции сражалось 7 тыс. испанцев